VW Transporter/ Caravelle (T4)
с 1990 года выпуска
Ремонт и эксплуатация автомобиля
Фольцваген Транспортер/Каравелла (Т4)
В августе 1990 года концерн Volkswagen начал выпуск принципиально нового семейства Transporter T4. В отличие от заднемоторного предшественников Т2 и T3 вагонной компоновки новый Transporter получил бескапотную компоновку с передним поперечным расположением рядных двигателей от легковых моделей VW Passat и Audi 80/100.
Таким образом, Volkswagen сразу сделал рывок в сегменте легких коммерческих автомобилей, предложив на рынок вместо популярной, но морально устаревшей заднемоторной модели Т3 целое семейство более совершенных по ставнению с конкурентами моделей (например, Cx=0,36 был лучшим показателем в классе) и с более привычной рынку компоновкой, отвечающей реалиям 90х годов.
Volkswagen Caravelle T4 (1996 г.) |
Volkswagen Caravelle T4 (1996 г.) |
Панель приборов Volkswagen Caravelle T4 (1996 г.) |
Volkswagen Transporter T4 (1990 г.) |
В семейство Т4 вошли шасси с длиной базы 2,92 и 3,32 м; фургоны объемом 5,4 и 6,3 м
3
(с высокой крышей — до 7,8 м
3
), тремя вариантами по грузоподъемности 800, 1000 и 1200 кг и обширной линейкой бензиновых и дизельных двигателей. Переход на низкорамные шасси позволил выпустить версии, ранее не предусмотренные типажом семейства Transporter, например, шасси с кабиной для монтажа различных спецкузовов. Качественно возрос уровень пассивной безопасности: ведь при полукапотной компоновке сиденья водителя и передних пассажиров отнесены за переднюю ось, а потому основная энергия удара гасится деформируемыми зонами в моторном отсеке. Большие двери со встроенными усилителями и развитые передние стойки обеспечивают надежную защиту при боковых ударах и опрокидывании.
3
(с высокой крышей — до 7,8 м
3
), тремя вариантами по грузоподъемности 800, 1000 и 1200 кг и обширной линейкой бензиновых и дизельных двигателей. Переход на низкорамные шасси позволил выпустить версии, ранее не предусмотренные типажом семейства Transporter, например, шасси с кабиной для монтажа различных спецкузовов. Качественно возрос уровень пассивной безопасности: ведь при полукапотной компоновке сиденья водителя и передних пассажиров отнесены за переднюю ось, а потому основная энергия удара гасится деформируемыми зонами в моторном отсеке. Большие двери со встроенными усилителями и развитые передние стойки обеспечивают надежную защиту при боковых ударах и опрокидывании.
Дизайн и эргономика панели приборов также качественно отличались от примитивного торпедо модели Т3. С точки зрения эргономики водительского места эта модель до сих пор одна из лучших в классе и вызывает практически моментальное привыкание. Особенно хороша обзорность с водительского места. Назначение всех выключателей и рычагов интуитивно понятно. При этом усилитель реечного рулевого управления устанавливали изначально только на самые мощные и скоростные версии за доплату. Передний привод и продуманная конструкция независимой подвески всех колес (задняя — компактного типа) обеспечивают хорошую устойчивость при движении по скоростным шоссе и неплохую проходимость по скользким и заснеженным дорогам с небольшим грузом (чего не могут обеспечить заднеприводные аналоги вроде нашей «Газели» или Ford Transit). Но автомобиль все же не идеален — в поворотах микроавтобус и фургон довольно сильно кренятся, а вот бортовые грузовики подвержены этому в меньшей степени благодаря меньшей высоте центра тяжести. Благодаря оцинкованным панелям кузова и специальной обработке скрытых полостей горячим воском на кузов (кабину) установлена шестилетняя гарантия от сквозной коррозии.
Люксовая пассажирская версия Caravelle может быть с велюровой или кожаной отделкой сидений, оснащенных подголовниками. Просторный салон позволяет сравнительно свободно перемещаться по нему даже в движении. В зависимости от длины колесной базы и планировки 8-местного салона объем багажника варьируется от 540 до 1320 л. Однако многоместные (до 15 человек) версии Multivan не столь удобны для пассажиров из-за небольшого расстояния между рядами сидений, что неудобно для высокорослых пассажиров. На фургонах и грузопассажирских версиях Kombi задняя дверь выполнена двустворчатой распашной, а на микроавтобусах — подъемной с газовыми амортизаторами. О продуманности конструкции говорит и такой факт, как освещение входной подножки сдвижной двери. Оснащение пассажирских версий близко к легковым моделям, например, имеется центральная блокировка замков дверей. На грузопассажирских Kombi демонтаж сидений не сложен, но сами сиденья настолько массивны, что часто выполнять такую операцию не захочется. С июня 1994 года все версии Caravelle, фургоны и микроавтобусы Transporter Kombi оснащают двумя фронтальными подушками безопасности, но ABS всегда была опцией. В 1996 году пассажирские Caravelle и Multuvan были модернизированы. Помимо рестайлинга, эти версии получили более комфортабельный салон с новой обивкой и электропакет, а по заказу и климатическую установку Climatronic с раздельной регулировкой микроклимата для передних и задних пассажиров.
На шасси Т4 часто устанавливали различные туристические кемперы и караваны. Иногда такие версии встречаются и на нашем рынке.
На Volkswagen Transporter/ Caravelle T4 устанавливали 2,0-литровую «четверку» (AAC) или 2,5-литровую «пятерку» (AAF), а на утилитарный Transporter не слишком мощные и тяговитые, но шумные и вибронагруженные атмосферные дизели: 1,9-литровую «четверку» (1Х) и 2,4-литровую «пятерку» (ААВ). Кроме стандартной 5-ступенчатой механической КП, с августа 1991 года на Caravelle с «пятеркой» по заказу устанавливали и 4-ступенчатый «автомат».
После 1991 года была значительно увеличена мощность систем обогрева и вентиляции. Для тех, кому надо нужно много ездить по скользким дорогам, рекомендуем обратить внимание на полноприводную версию Syncro, выпускаемую с 1991 года (грузовик с такой трансмиссией появился только в августе 1992-го). Для настоящего бездорожья эта модель не предназначена, причем надо учитывать, что автоматическое подключение заднего моста через межосевую вискомуфту не отличается оперативностью (система первого поколения), а и при интенсивной эксплуатации быстро выходит из строя.
С 1985 года на Т4 устанавливали 2,5-литровый турбодизель непосредственного впрыска (ACV) от Audi А6. В 1996 году появился мощный 2,8-литровый VR6 (AES), с которым динамические характеристики достигли уровня престижных легковых моделей. Чтобы разместить такой большой силовой агрегат пришлось на 110 мм удлинить моторный отсек и капот модели Caravelle. На американском рынке был особенно популярен Eurovan VR6 с 4-ступенчатым «автоматом», хотя присутствовали и комплектации с 5-ступенчатой механической КП. Наиболее предпочтителен для Т4 турбодизель, так как только он обеспечивает приемлемый расход топлива 8,5 л/100 км против 10-11 л на сотню у бензиновых двигателей. При полной нагрузке в 1200 кг требовать от фургона каких либо динамических качеств, конечно, смешно. Число главной передачи может меняться: 4,94 для 4-цилиндровых моделей и 4,61 для 5-цилиндровых.
Надежность T4 иногда играет с этой моделью злую шутку — большая часть проблем при эксплуатации возникает из-за неграмотной эксплуатации и несвоевременного технического обслуживания. Не вовремя замененный ремень ГРМ при обрыве чреват крупным ремонтом двигателя. Автомобили, выпущенные после 1996 года, отличаются повышенной надежностью навесного оборудования двигателей, а престижный Caravelle прошел рестайлинг и получил измененное оформление передка со скошенными фарами, новым капотом и бамперами, окрашенными в цвет кузова. Благодаря модернизированной подвеске с отрицательным плечом обкатки значительно улучшилась управляемость. Подвеска в целом неплохо справляется с нашими дорогами, хотя со временем на стыках начинают греметь рычаги подвески, что также приводит и к износу ШРУСов.
В 2004 году модель Т4 уступила место более современной Т5.
Страна производства
|
Германия, Австрия и др.
|
Производитель
|
Volkswagen AG
|
Кузов
|
несущий с усиленным основанием
|
Обозначение платформы (заводской индекс)
|
T4 — 70XA/70XB/70XC-type
|
Тип кузова
|
фургон/ микроавтобус/ пикап/ грузовое шасси
|
Число дверей
|
2/ 4
|
Число мест
|
от 3 до 9
|
Тип привода
|
передний или автоматически подключаемый полный привод, двигатель спереди поперечно
|
Конструкция подвесок
|
|
передняя
|
независимая на двойных поперечных рычагах и продольных торсионах
|
задняя
|
независимая пружинная на диагональных рычагах
|
Габаритные размеры, мм
|
|
Transporter
|
|
стандартный вариант
|
4707х1840х1940
|
длиннобазный вариант
|
5107х1840х1940
|
длиннобазный с высокой крышей
|
5107х1840х2430
|
Caravelle
|
|
стандартный вариант
|
4789х1840х1920
|
длиннобазный вариант
|
5189х1840х1920
|
Колесная база, мм
|
|
стандартный вариант
|
2920
|
длиннобазный вариант
|
3320
|
Клиренс, мм
|
150
|
Объем багажного отделения (фургон), л
|
|
Transporter
|
|
стандартный вариант
|
5,4 м
3 |
длиннобазный вариант
|
6,3 м
3 |
длиннобазный с высокой крышей
|
7,8 м
3 |
Caravelle
|
540/ 1320
|
Снаряженная масса, кг
|
от 1780 до 2465
|
Грузоподъемность, кг
|
|
стандартный вариант
|
800
|
длиннобазный вариант
|
1000
|
длиннобазный с высокой крышей
|
1200
|
Коробка передач
|
механическая, 5-ступенчатая или автоматическая, 4-ступенчатая
|
Шины
|
205/65 R15
|
Хронология производства
август 1990 г.
|
прекращение производства заднеприводных Transporter/ Caravelle, новая модель T4 Transporter/ Caravelle
|
июль 1992 г.
|
прекращение производства полноприводных Transporter/ Caravelle Syncro T2
|
август 1991 г.
|
полноприводные версии Syncro, 4-ступенчатая АКП по заказу (Caravelle), модернизация (вентиляция и обогрев)
|
январь 1994 г.
|
новый мотор 2,0 л
|
август 1995 г.
|
новый турбодизель 2,5 л с непосредственным впрыском
|
февраль 1996 г.
|
новый мотор VR6 2,8 л
|
осень 1996 г.
|
модернизация, рестайлинг (Caravelle и Multivan), новые двигатели
|
2000 г.
|
модернизация
|
весна 2003 г.
|
премьера нового поколения Transporter/ Multivan T5
|
лето 2004 г.
|
новое поколение Caravelle
|
Модификация
|
Тип двигателя/число клапанов*
|
Рабочий объем
|
Мощность, л.с.
|
Максимальный крутящий момент, Н•м
|
Максимальная скорость, км/ч
|
Разгон до 100 км/ч, с
|
Расход топл., 90 км/ч/ ГЦ
|
Transporter 2.0
|
БВ/ 4R/ 8
|
1968
|
84
|
159
|
144
|
20,5
|
8,9/11,7
|
Transporter 2.5
|
БВ/ 5R/ 10
|
2461
|
115
|
200
|
164
|
15,6
|
9,5/13,4
|
Caravelle 2.8 VR6
|
БВ/ VR6/ 12
|
2792
|
140
|
240
|
174
|
12,8
|
11,6/17,9
|
Caravelle 2.8 VR6
|
БВ/ VR6/ 24
|
2792
|
204
|
265
|
194
|
11,5
|
13,8/19,6
|
Transporter 1.9 D
|
Д/ 4R/ 8
|
1896
|
60
|
135
|
132
|
23,8
|
6,5/8,9
|
Transporter 1.9 TD
|
ДТ/ 4R/ 8
|
1896
|
68
|
140
|
134
|
22,0
|
6,7/9,0
|
Transporter 2.4 D
|
Д/ 5R/ 10
|
2370
|
78
|
164
|
138
|
21,4
|
6,9/9,4
|
Transporter 2.5 TDI
|
ДНВТ/ 5R/ 10
|
2461
|
102
|
250
|
157
|
18,1
|
6,6/9,1
|
Transporter 2.5 TDI
|
ДНВТ/ 5R/ 10
|
2461
|
88
|
195
|
146
|
23,7
|
6,5/8,9
|
Caravelle 2.5 TDI
|
ДНВТ/ 5R/ 10
|
2461
|
151
|
320
|
181
|
12,6
|
7,2/9,7
|
*БВ — бензиновый, впрыск; БВТ — бензиновый, впрыск, турбонаддув; БВ2Т — бензиновый, впрыск, два турбонагнетателя; БВМК — бензиновый, впрыск, механический компрессор; БК — бензиновый, карбюратор; Д — дизель; ДНВ — дизель с непосредственным впрыском; ДТ — дизель, турбонаддув; ДНВТ — дизель с непосредственным впрыском, турбонаддув
Стоимость нормо-часа (СТО, Москва), $
|
от 40
|
Диапазон цен на Volkswagen Transporter T4 2.0, $
|
от 6000 до 15 800
|
Диапазон цен на Volkswagen Transporter T4 2.5, $
|
от 6800 до 17 000
|
Диапазон цен на Volkswagen Caravelle T4 2.8 VR6, $
|
от 13 600 до 22 000
|
Диапазон цен на Volkswagen Transporter T4 1.9 D/ TD, $
|
от 6300 до 15 600
|
Диапазон цен на Volkswagen Transporter T4 2.4 D, $
|
от 6600 до 18 600
|
Диапазон цен на Volkswagen Caravelle T4 2.5 TDI 90/ 100, $
|
от 12 000 до 21 000
|
На отчественном рынке секонд хэнд Volkswagen Transporter/ Caravelle Т4 желанный гость, сочетающий в себе лучшие качества марки VW — надежность, долговечность и ходовые качества. Неудивительно, что некоторые умельцы устанавливают проставки в пружины подвески и увеличивают грузоподъемность фургона или грузовика до 2 тонн! Конструкция выдерживает…
Возможные проблемы
Двигатель:
Внимание! Наличие фаркопа указывает, как правило, на повышенный износ двигателя и трансмиссии автомобиля-тягача.
Быстро рвутся зубчатые и клиновидные ремни (до 1996 года).
Негерметичный водяной насос (бензиновые версии до 1996 года).
Тугой ход педали «газа» (дизельные модели).
Дефекты датчика вентилятора (бензиновые версии до 1996 года).
Сильные рывки при разгоне (2,4-литровый бензиновый двигатель).
Негерметичность топливных фильтров.
Повреждения выхлопной системы.
Трансмиссия:
Неполадки и дефекты КП (до 1996 года).
Течь масла в КП.
Автоматическая трансмиссия быстро выходит из строя.
Износ вискомуфты в трансмиссии Syncro (потеря жидкости).
Ходовая часть:
Неравномерный износ дисковых тормозов справа и слева.
Слабая эффективность стояночных тормозов.
Повышенный износ передних шин.
Электрооборудование:
Неисправности освещения и других осветительных приборов.
Кузов:
Коррозия между вторым и третьим окнами с правого борта (до 1994 года).
Отсутствие вещевого ящика.
Дефекты привода стеклоочистителей.
Неисправности обдува ветрового стекла (до начала 1991 года).
VW Transporter/ Caravelle (T4)
2.18.4.2.2. Проверка формы струи и герметичности ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить штекер от клапана холодного запуска. 2. Снять клапаны впрыска.
VW Transporter/ Caravelle (T4)
9.8.2. Снятие и установка направляющей шины сдвижной двери Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять сдвижную дверь. 2. Если имеется, снять заднюю боковую обшивку.
VW Transporter/ Caravelle (T4)
9.9. Задняя двухстворчатая дверь ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Задняя двухстворчатая дверь (специальное оснащение) 1. Задняя правая двустворчатая дверь 2.
VW Transporter/ Caravelle (T4)
9.8.1. Снятие и установка сдвижной двери Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Вывинтить крестообразный винт (1) и вынуть замыкающую деталь (2) из направляющей
VW Transporter/ Caravelle (T4)
9.8. Сдвижная дверь ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Устройство сдвижной двери 1. Сдвижная дверь 2. Резиновый буфер 3. Винт, 20 Н·м 4. Нижняя направляющая роликов 5.
VW Transporter/ Caravelle (T4)
9.7.6. Уплотнение двери Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять граничащие с уплотнением двери внутренние обшивки. 2. Для того, чтобы добраться до верхнего
VW Transporter/ Caravelle (T4)
9.7.5. Ручка и замок двери ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение В случае снятия замка, необходимо прежде снять наружную ручку двери. Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.
VW Transporter/ Caravelle (T4)
9.7.3. Стекло двери Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять обшивку двери. 2. Установить ручку окна на оси и опустить стекло до упора вниз. 3.
VW Transporter/ Caravelle (T4)
9.7.4. Стеклоподъемник Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять обшивку двери. 2. Опустить стекло вниз вращением ручки и отвинтить от стеклоподъемника.
VW Transporter/ Caravelle (T4)
9.7.2. Внутренняя обшивка двери ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Обшивка передней двери 1. Передняя дверь 2. Стопорная шайба 3. Уплотнение 4. Шумопоглотитель 5.